Основным способом решения творческих задач является поиск новых идей. Для их поиска затрачивается значительное количество ресурсов, однако найти верное решение удается не всегда. Поэтому важной способностью является скорость генерации новых идей, от которой зависят легкость и быстрота поиска решений. При оценке скорости генерации новых идей участникам предлагалось за определенное время пройти тесты на вербальную и образную креативность. В ходе теста на вербальную креативность участникам предлагалось перечислить как можно больше нестандартных способов использования обычных предметов (ложка, фартук, зубная паста). В ходе теста на образную креативность участникам давалось 3 нарисованные линии и предлагалось перечислить как можно больше вариантов того, чем каждая из этих линий могла бы быть. После прохождения тестов участникам начислялось столько баллов, сколько оригинальных и не повторяющихся идей они предоставили.

Скорость генерации новых идей

Вы склонны к этой способности больше, чем 90% клиентов Genotek

Математические способности включают в себя целую группу способностей, обеспечивающих успешность в понимании и решении математических задач. Существует множество тестов для их оценки, которые отличаются типом заданий (решение задач, вычисления, нахождение закономерностей и другие типы), сложностью и базовым проверяемым качеством. Один из самых простых тестов - арифметический - обычно используется для проверки способности к счету, в том числе, у детей. Второй тест, обыкновенно используемый в комплексной оценке мат ематических способностей - тест на "Понимание числа", который оценивает понимание смысла математических действий и значений чисел. Третий тест - тест геометрических и пространственных способностей - проводится с использованием изображений фигур. Использование этих трех тестов позволяет оценить различные аспекты математических способностей, а суммарная оценка, полученная после прохождения, демонстрирует уровень математических способностей человека. Исследования, проводившиеся с использованием таких математических тестов среди британских школьников, выявили генетические факторы, ассоциированные с комплексной оценкой, получаемой детьми после прохождения описанных выше тестов. Было показано, что определенные генетические варианты чаще встречаются в группе школьников, получивших высокие баллы при прохождении тестирования.

Математические способности

Вы склонны к этой способности так же, как большинство исследуемых

Одним из главнейших признаков творческого мышления является умение изменять функции обычных вещей, переструктурировать материал, выявлять скрытые возможности предметов и явлений. Изобретение чего-то нового часто связано с изменением функций привычных вещей, когда они используются не по обычному назначению, а в новом, ранее не присущем им качестве. Во многих случаях для того, чтобы найти новое решение, нужно перестраивать основные функциональные связи между понятиями в старой системе знаний. Способность к подобному творчеству представляет собой креативность. При оценке креативности чаще всего используются словесные (вербальные) и фигурные (невербальные) тесты. Вербальная креативность оценивается при помощи теста Гилфорда, в котором предлагается перечислить как можно больше вариантов использования обычных предметов (ложка, зубная паста, фартук и пр.).

Вербальная креативность

Вы склонны к этой способности так же, как большинство исследуемых

Для оценки склонности к предпринимательству используется разделение людей на две группы после ответа на простой вопрос: "Вы когда-либо начинали собственное дело?". Человек, который хотя бы раз в жизни начинал собственный бизнес, считается склонным к предпринимательству. При этом необходимо понимать, что ответ "Да" на этот вопрос не означает обязательной успешности начатого дела и означает именно желание работать на себя, а не на другого человека. Показано, что существуют генетические маркеры, ассоциированные с таким желанием. Люди с некоторыми генотипами более других склонны делать выбор в пользу собственного дела, а не работы по найму.

Склонность к предпринимательству

Вы склонны к этой способности так же, как большинство исследуемых

Точное попадание в ноты - обязательное условие успешных занятий пением. Попадание в ноты - это способность воспроизводить при помощи собственного голоса звук той же частоты, которую слышит ухо. Для оценки попадания в ноты используются тесты, в которых измеряются и сравниваются частоты воспроизводимого человеком звука и звука, производимого с помощью эталонного прибора. Точность попадания оценивается при помощи специальных шкал. Генетические особенности могут влиять на точность попадания в ноты. Показано, что оценка точности попадания, произведенная описанным выше методом, зависит от полиморфизмов некоторых генов. Наличие определенного генотипа по ключевым генам способствует более высокой оценке по шкале попадания в ноты.

Пение (попадание в ноты)

Вы склонны к этой способности так же, как большинство исследуемых

Творческие способности — способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи. В повседневной жизни творческие способности проявляются как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле творчество — нетривиальное и остроумное решение проблемы, причём, как правило, неспециализированными инструментами или ресурсами. Имеется также в виду способность к смелым, нестандартным решениям проблем. При оценке творческих способностей чаще всего используются словесные (вербальные) и образные (невербальные) тесты. При оценке образной креативности участникам давалось 3 нарисованные линии и предлагалось перечислить как можно больше вариантов того, чем каждая из этих линий могла бы быть.

Образная креативность

Вы склонны к этой способности так же, как большинство исследуемых

Способность читать вслух - одна из тех, которые наиболее часто оцениваются в начальной школе. При оценке важно не только читать бегло, но и делать это с минимальным количеством ошибок произношения. Для выявления генетических факторов, влияющих на данную способность, используются стандартизованные тесты, которые включают конкрет ный набор слов и буквенных сочетаний, как привычных и имеющих смысл, так и произвольных. Использование таких стандартизованных тестов позволяет проводить оценку способностей человека даже по телефону. После оценки скорости чтения и количества ошибок, совершенных при чтении имеющих смысл и бессмысленных сочетаний звуков, выставляется балл, демонстрирующий успешность человека в чтении вслух. Показано, что некоторые генетические варианты ассоциированы с более высокой оценкой в тестах на чтение вслух. Наличие таких вариантов повышает вероятность того, что человек будет получать более высокие оценки этой способности по сравнению с людьми с другими генетическими особенностями.

Чтение и произношение

Вы склонны к этой способности больше, чем 90% клиентов Genotek

Анализ числовой и текстовой информации – способность делать логичные выводы на основании значения слов и чисел. При анализе текстовой информации участникам предлагалось выбрать варианты ответов на вопросы типа «Если брат матери Труды – это отец сестры Тима, то кем Труда приходится Тиму?» (варианты ответов: тетя/сестра/племянница/двоюродная сестра/никем/не знаю/предпочитаю не отвечать). При анализе числовой информации необходимо было выбрать варианты ответов на задачи типа: «Если 60 больше половины 75, умножьте 23 на 3, если меньше – вычтите 15 из 85» (варианты ответов: 68/69/70/71/72/не знаю/предпочитаю не отвечать). После завершения теста проводился подсчет суммарного балла.

Анализ числовой и текстовой информации

Вы склонны к этой способности больше, чем 90% клиентов Genotek

Чтение слов - один из вариантов чтения вслух. Его скорость зависит, в том числе, от узнавания знакомых слов, которые человек уже знает, поэтому с пополнением словарного запаса и прочтением большого количества слов скорость чтения слов возрастает. Для оценки чтения слов используются стандартизованные тестовые наборы слов, при чтении которых оцениваются скорость и безошибочность. После прохождени я теста выставляется балл, соответствующий способности к чтению слов вслух, по специальной шкале. Показано, что генетические особенности человека ассоциированы с оценкой, получаемой при прохождении подобного теста. Наличие определенных генетических вариантов чаще встречается у людей, получающих при прохождении теста высокий балл.

Скорость чтения вслух

Вы склонны к этой способности больше, чем 80% клиентов Genotek

Память — это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. При исследовании роли генетических факторов в развитости памяти всех участников разделили на 2 группы, в зависимости от генотипа гена BDNF: в первую группу вошли люди с генотипом rs6265 (C/C) (группа Val), во вторую – с генотипами C/T и T/T (группа Met). В обеих группах было равное количество мужчин и женщин, примерно равный возраст участников и коэффициент IQ. Ни у кого из участников на момент эксперимента не было соматических или ментальных заболеваний, также в их жизни отсутствовали психологические травмы. В процессе эксперимента участникам вначале показывали серию картинок (6 шт. по 3 сек. каждую), для которых необходимо было определить место действия («в помещении», «вне помещения»). После этого производился перерыв, в ходе которого участникам необходимо было смотреть на черный крест в центре белого экрана. Далее показывалась еще одна серия картинок (3 шт. из предыдущей серии и 3 новые, по 3 сек. на каждую), для каждой из которых нужно было определить, была ли она в предыдущей серии или нет. Данная процедура повторялась 4 раза. После завершения эксперимента был произведен подсчет верных ответов в каждой группе, в результате чего было установлено, что участники в группе Val ошибаются значительно реже.

Память

Вы склонны к этой способности так же, как большинство исследуемых

Скорость реакции человека определяется работой нервной системы. От начала действия раздражителя до момента реакции всегда проходит определенное время, после чего включаются мышечные механизмы ответного действия, быстрота которых уже зависит от скорости движений тела. Время задержки называют «латентное время реакции». Оно определяется скоростью обмена веществ и является индивидуальной особенностью каждого организма. Латентное время реакции не поддается тренировке, потому что невозможно увеличить скорость передачи нервных импульсов. Быстрота реакции оценивалась при помощи игры Снап (Snap): участники эксперимента демонстрировали пары карт на экране компьютера, в случае, если пары содержали одинаковые символы (например, две восьмерки или два короля), участникам следовало как можно быстрее нажать на специальную кнопку, находившуюся возле их преобладающей руки. Вначале было 4 обучающие партии, в которых время реакции не оценивалось, затем – 8 экспериментальных (4 совпадающие пары), по завершении которых подсчитывалась средняя скорость реакции в миллисекундах.

Быстрота реакции

Вы склонны к этой способности так же, как большинство исследуемых

Известно, что уровень получаемого человеком образования сильно зависит от социальных факторов и других влияний окружающей среды. Дети склонны получать образование того уровня, который чаще встречаемся в их семье. Тем не менее, показано, что генетические факторы объясняют около 20% отличий среди людей в уровне образования, которое они получат. Для определения уровня образования человека можно использовать различные оценки. Для оценки числа лет обучения пользуются анкетами, в которых исследуемые люди отмечают количество лет, проведенных в учебных заведениях, начиная с начальной школы. После анкетирования проводится определение генотипов опрошенных людей и проводится поиск ассоциаций выявленных генетических особенностей и длительности обучения, определенной при помощи анкеты. Генетические маркеры, выявленные в таких исследованиях, позволяют оценить предрасположенность человека к продолжительному обучению, однако не являются прямым показателем успешности в этом процессе.

Продолжительность обучения

Вы склонны к этой способности так же, как большинство исследуемых

Известно, что уровень получаемого человеком образования сильно зависит от социальных факторов и других влияний окружающей среды. Дети склонны получать образование того уровня, который чаще встречаемся в их семье. Тем не менее, показано, что генетические факторы объясняют около 20% отличий среди людей в уровне образования, которое они получат. Для определения уровня образования человека можно использовать различные оценки. Одной из таких оценок является наличие или отсутствие образования выше среднего. В исследованиях, проводившихся для поиска генетических маркеров предрасположенности к получению среднего и высшего профессионального образования, использовались анкеты, где люди выбирали максимальную пройденную образовательную ступень. После анкетирования людей разделяли на две группы: группу тех, кто получил хотя бы один раз среднее профессиональное (колледж) или высшее образование, и группу тех, кто такого образования не имел. Затем проводилось определение генотипов и поиск ассоциаций выявленных генетических особенностей и принадлежности человека к первой или второй группе. Генетические маркеры, выявленные в таких исследованиях, позволяют оценить предрасположенность человека к продолжению обучения после окончанию средней школы, однако не являются прямым показателем успешности в этом процессе.

Уровень образования

Вы склонны к этой способности так же, как большинство исследуемых

Общие когнитивные способности, которые часто называют интеллектом, представляют собой качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Интеллект оказывает значительное влияние на жизненные достижения человека, его род занятий, образование, а также на психическое и ментальное здоровье. Наследуемость интеллекта различается у разных возрастных групп: у детей она ниже и значительный вклад в уровень их интеллекта вносят факторы внешней среды, однако уже у школьников старших классов вклад генетических факторов становится больше, а у взрослых он преобладает. Попытки найти генетические маркеры, ассоциированные с IQ, в настоящее время не привели к удовлетворительным результатам: объясняемая ими разница не превышает нескольких единиц в результатах тестов. В то же время известны генетические маркеры, достоверно ассоциированные с экстремально высоким уровнем интеллекта (IQ>170). Таким уровнем интеллекта обладает всего лишь 0.03% всех людей.

IQ (>170)

Нет генетических маркеров, повышающих предрасположенность

Чтение и произношение буквенных сочетаний - это один из вариантов чтения вслух. В отличие от привычного чтения слов, чтение и произнесение буквенных сочетаний не предполагает быстрого узнавания слова, которое является одной из причин беглого чтения. По сути, этот вариант чтения вслух характеризует способность человека быстро и без ошибок читать незнакомые буквосочетания и новые слова. Для оценки данной способности используются стандартизованные тесты, включающие наборы буквосочетаний. Оцениваются скорость и безошибочность чтения, после чего выставляется оценка по специальной шкале. Полученный балл характеризует способность человека к чтению буквенных сочетений. Показано, что балл, получаемый человеком при прохождении теста, зависит от его генетических особенностей. Определенные генетические варианты ассоциированы с более высокой оценкой данной способности по соответствующим тестам.

Чтение буквенных сочетаний

Нет генетических маркеров, повышающих предрасположенность